20 декабря 2008 года Информационно-методический центр
проводил районный семинар директоров школ по теме: « Профильное и
предпрофильное обучение: опыт, проблемы, пути решения».
На
семинаре приняли участие 25 директоров школ, администрация Алексеевского аграрного
колледжа, методисты Информационно-методического центра. Программа семинара
предусматривала практическую и теоретическую части. Анализ состояния
предпрофильной подготовки с профильного обучения в районе представилаТарасова Н.А.- директор ИМЦ.В практической
части были показаны уроки в профильных и предпрофильных классах на базе учебных
заведений: МОУ Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным
изучением отдельных предметов и Алексеевский аграрный колледж. Урок математики в 9б классе «Решение систем нелинейных
уравнений» ( математический предпрофиль) показал Полыгалов Ю.Г.- учитель 1 квалификационной категории, урок русского
языка в 9а классе «Повторим орфографию (глагол и глагольные формы)»- (социальный
предпрофиль) показала Онучина Е.А., урок- игра по праву в 11
а классе «Калейдоскоп семейного права» дала Мишанина С.Н- учитель 1 квалификационной категории. В Алексеевском
аграрном колледже урок по технологии «Основы комплектования машинно-тракторных
агрегатов» (агротехнологический профиль) показал Истомин А.А.- преподаватель высшей квалификационной категории,
кандидат сельскохозяйственных наук, элементы уроков-практикумовобучения вождению на тракторе МТЗ- 1221 и
автомобиле ВАЗ-21 показали мастера производственного обучения Крылов Ю.Г и Казаков С.А. Все
преподаватели представили самоанализ проведенных уроков, присутствующие- дали
анализ.
Вторая теоретическая часть семинара проходила
на базе Алексеевского аграрного колледжа. В этой части директора школ, где
проводится предпрофильная подготовка и профильное обучение поделились опытом своей
работы. По теме: «Перспективы использования материально- технической базы аграрного
колледжа в профильном обучении» выступил Сторожев Н.Н.- директор
Алексеевского аграрного колледжа, Глазунов Н.И.- заместитель директора
Алексеевского аграрного колледжа познакомил с инновациямив профильном обучении. «О работе школы по формированию профильных
классов. Сотрудничество с учреждениями НПО»поделился Мустафин И.м.- директор Алексеевской школы №3, «Опыт
и проблемы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки
учащихся» представила Липлянина Л.Н.- директор Алексеевской школы №2,
выступила по теме «Успешность социализации
выпускников профильных классов» заместитель директора Билярской школы
Смирнова Т.П., из опыта работы по теме: «Программа развития профильного и
предпрофильного обучения в школе.Проделанная работа» выступила Белова Е.П.- директора
Алексеевской школы №1. По итогам семинара были разработаны и приняты
рекомендации:
Учреждениям
образования:
Совершенствовать
нормативно-правовую базу по ведению профильного обученияи предпрофильной подготовки учреждений
образования :
·приказы,
распоряжения, положения, локальные акты, договора о сотрудничестве, должностные
инструкции всех участников образовательного процесса, регламентирующие
деятельность ОУ;
·учебные планы по разным профилям обучения;
Основными критериями
оценки по ведению профильного обученияи предпрофильной подготовки в УО определить:
·рейтинг
элективных курсов,
·% охвата
элективными курсами
·% выбора
дальнейшего профильного обучения ипрофессионального образования (на выходе из ОУ)
·вовлечённость в
эксперимент всех участников образовательного процесса: педагоги, учащиеся,
родители, социальные партнёры.
·удовлетворённостьвсех участников образовательного процесса
·мотивационно-ценностный
компонент готовности к профильному образованию
·уровень
самооценки.
В содержание психолого-педагогического
сопровождения предпрофильнойподготовки и профильного обучения включить:
·Диагностический
блок, который включает в себя систему мероприятий, выявляющих склонности,
направленность и мотивацию учащихся к освоению того или иного вида деятельности.
·Индивидуальные
консультации, основанные на результатах диагностики и мониторинга, которые
проводятся по желанию учащегося.
·Групповые
тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации,
самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования.
Своевременно
проводить анализ востребованности отдельных учебных предметови оценку эффективности разработанных
элективных курсов длярешения
задачпрофильного обучения.
Расширить
возможности социализации учащихся, обеспечитьпреемственность между общим и
профессиональным образованием. Для этого: изучить опыт работы по
экспериментальному учебному плану, совмещающему профильное обучение с
вечерним обучением по профессии НПО,подготовить нормативно-правовую базу для его реализации; использовать
возможности интеграции предпрофильного и профильного обучения в старшей
школе со средним профессиональным и высшим образованием.
Активизировать
участие классных руководителей в реализации профильного обучения и
предпрофильной подготовки учащихся.
Алексеевскому аграрному коллежу совместно со школами района:
1. Разработать сквозные планы попрофессиям «Экономика и бухгалтерский учет»,
«Механизация сельского хозяйства», интегрируя профильное обучение с вечерним
обучением в колледжепо профессии СПО и
затем по сокращеннымпрограммам в
Казанском аграрном университете.
Информационно-методическому центру:
1.Своевременно обновлять созданный в ИМЦ банк программ
элективных курсов по профильному обучению и предпрофильной подготовке учащихся.
Провестиконкурс «Лучший
элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения»по различным номинациям.