Четверг, 28.03.2024, 22:12
ИМЦ Алексеевского района РТ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Срочные объявления [11]
Информационные письма [16]
Информатизация образования [11]
Приказы [10]
ЕГЭ [82]
Конкурсы [38]
Архив писем [16]
Родителям [4]
Поздравления [15]
Семинары [48]
Курсы повышения квалификации [4]
Итоговая аттестация [4]
Олимпиады [29]
Интернет [4]
Положения [16]
Разное [2]
Аттестация [7]
Программы [2]
Брошюры [2]
Для ознакомления [222]
Год спорта и здорового образа жизни [4]
Профсоюз работников образования [10]
Наш опрос
Какова распространенность взяточничества в повседневной жизни?
Всего ответов: 306
Главная » 2009 » Июнь » 19 » "Духовно-нравственное воспитание подростков"
"Духовно-нравственное воспитание подростков"
15:45
«Духовно- нравственное воспитание школьников».
(рекомендации для родителей и педагогов)
Педагог-психолог ИМЦ
Т.Ю. Гаврюшова.
Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Трудности часто обуславливаются неправильными педагогическим подходом к этому возрасту. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деяте6льность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяется тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И. наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой. Если лидер компании, который подросток принадлежит, имеет светлые идеалы, то и поведение подростка будет соответствующим. Наличие «светлого» лидера важно еще и с той точки зрения, что если в неконтролируемой компании подростков ребенок будет испытывать унижение, которые могут быть обусловлены самыми разными причинами, он может попытаться снять с себя ответственность за большую часть своих поступков и перенести ее на людей и другие объекты внешнего мира. Последнее будет способствовать формированию неуверенного душевного устранения. Потребность подростков следовать за кем то, искать свой идеал, своего лидера выражается в частности в том, что они, не находя соответствующих идеалов рядом с собой, увлекаются какими то знаменитостями. При этом, как считал А.В. Мудрик, «часто настолько отождествляют себя со знаменитостями, что, на первый взгляд, теряют собственную индивидуальность».
«Идущий рядом в плечо в плечо»
Без друга- взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности нужно говорить с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростничестве дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно, организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходиться сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально- моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми- в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.
Присущее подросткам желание обрести свою «независимость» осуществляется социально адекватно в осознании содержательных задач своей жизни. Подросткам нужно научиться по ходу жизни видеть проблемы, вовремя их осознавать и принимать ответственные решения. Им нужно обрести способность отвечать не только за себя, но и за других людей, за их судьбы, за характер своих с ними взаимоотношений. Осознание личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».
В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Однако в противоположность этому большинству наших современников свойственность инфантильность, которая стремится к искаженному идеалу детства: беззаботной жизни, полной развлечений и удовольствий. Молодежные ценности выступают как самостоятельные, самодостаточные и даже более того – противопоставленные ценностям старших.
«Больше деятельности, меньше словесности».
Дети перенимают нормы взаимоотношений взрослых. Поэтому можно утверждать, что появление праздно живущей и развлекающейся молодежи субкультуры – это не молодежное явление, а изменение отношения к жизни взрослых. В связи с этим стоит упомянуть, что в деревнях, где основой жизни является тяжелый крестьянский труд и где возможности развлечений сильно ограничены, «довольно незначительно различия в нормах поведения взрослых и детей».
Значительное число детей, приходя из школы, находят дом пустым, потому что и отец и мать на работе. Дети предоставлены сами себе. Телевизор становится единственным источником общения для детей. Воображаемый мир при отсутствии личностного действия не воспитывает серьезное и ответственное отношение к жизни. Очень часто лишенные общения со взрослыми подростки собираются на тусовки, где курят, что является для них утверждением группового способа существования. Основной вред курения заключается даже не в том, что после нее многое становится неизлечимым, а в том, что она ослабляет волю к жизни и способность к действию, к тому, чтобы нести ответственность.
А.В. Мудрик утверждал: «Организуя общение в коллективах подростков, важно максимально использовать практические дела, коллективные формы их организации, поменьше «чистой словесности».
В общей жизни и работе возникают необходимые несомненные для каждого правила поведения, взаимная требовательность и оценка. Нормой должно стать регулярное обсуждение проведенных дел, анализ жизни коллектива за определенный отрезок времени. Фактически нужно обсуждать три вопроса: что было хорошо в проведенном деле, что плохо, как можно сделать лучше. Подростки должны совместно осмысливать способы организации своей жизнедеятельности. При этом каждый подросток в таком коллективе принимает и требования, и оценки как свои собственные; ведь он сам был их творцом и сам активно проводит их в жизнь. Заметим, однако, что в подростковом возрасте участие педагога в деятельности ребят обязательно даже тогда, когда они в основном способны организовать свою деятельность сами. Конечно, воспитывать детей, не отрываясь от них, искусство весьма сложное. Очень важно правильно организовать систему ответственной зависимости между детьми. Однако бывает, что учителя и родители не выступают в коллективе в качестве старших его членов. Они занимают позицию вне коллектива и руководят детским коллективом извне, навязывая школьникам свои цели и задачи, свои требования, свою организацию. Макаренко писал о том что, важно, чтобы каждый ребенок в коллективе какое-то время был руководителем, в какое – то время – подчиненным. Для подростков важно, чтобы работающий с ними педагог или родитель был социально значимым взрослым, имел свои увлечения и таланты. Прийти к подросткам нужно интересно живущей личностью.

«Свой среди своих».
Для подростка может стать полезной любая работа, требующая общения с другими людьми, принятия на себя определенной ответственности. Важным является то, как сложатся взрослого руководителя с подростками. Именно это ищут ученики: друга – честного, достойного доверия, принимающего их такими, какими они есть, чьи убеждения, как они чувствуют, связаны с их интересами.
Интересно, что в семьях, где родители изолируют детей и общения со сверстниками, ограничивая последнее лишь школой, при условии правильного воспитания в других вопросах вырастают вполне благополучные дети, но у них в их последующей жизни в отношениях с людьми очень чувствуется грань «свои» и «чужие». Они не считают «братом» первого встречного и нелегко допускают кого- то в круг своих.

Категория: Родителям | Просмотров: 3209 | Добавил: Таня | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024