9 мая мы отмечаем поистине самый светлый и дорогой сердцу каждого россиянина праздник - День Победы. Для всех нас это - «праздник со слезами на глазах». Потому что в этот день, слезы радости и скорби сливаются вместе. В Победе нашего народа в этой страшной войне педагоги играли особую роль и занимают особую нишу. Война потребовала пересмотра и перестройки всего школьного дела. Был предпринят ряд важнейших изменений, содействующих улучшению качества обучения учащихся: введены 5-бальная система оценки знаний, "Правила поведения учащихся", установлены выпускные экзамены, учреждены золотые и серебряные медали за выдающиеся успехи в учебе при отличном поведении. В сложных условиях военной поры перед советской школой встала трудная задача — охватить учебой всех детей школьного возраста, обеспечить необходимое качество учебной и воспитательной работы. Однако в трудных условиях страны недостаточно было обеспечить максимальный охват учащихся обучением, необходимо было дать им полноценное образование. Педагоги показывали замечательные примеры результативной работы. Важной проблемой в годы Великой Отечественной войны было создание необходимых условий для получения образования особо нуждающихся учащихся и детей фронтовиков. С целью решения таких вопросов во многих сельских и районных Советах активно работали постоянные школьные комиссии. Был создан фонд всеобуча, средства из которого использовались для обеспечения учащихся одеждой и обувью; были открыты детские столовые, организованы пришкольные участки и животноводческие хозяйства; осуществлялся ремонт школьных зданий. Конечно, большую заботу проявляли и сами педагогические коллективы. Преподавание всех предметов в школе в этот период было подчинено задачам военного времени. В 1941—1942 гг. в программах по истории и литературе для 7—10 классов увеличивалось количество часов на изучение героического прошлого русского народа: Отечественной войны 1812 года, гражданской войны 1918—1920 гг. Любой школьный предмет опытные педагоги стремились использовать для воспитания чувства патриотизма у своих учеников. Учителя на своих уроках старались при каждой возможности рассказать своим ученикам о положении дел на фронте, причем используя для этого не только материалы печати и сообщения Совинформбюро, а приводя примеры из жизни близких ребятам людей. Разделение школ по половому признаку в годы Великой Отечественной войны позволило вести эту подготовку более целенаправленно, сообразуясь с физиологическими особенностями учащихся. Так, если на уроках военного дела школьники 1—4 классов обучались военному строю, учились ходить на лыжах, пользоваться противогазом, то в 5—7 классах для девочек уже предусматривалась отдельная программа обучения, которая включала занятия по гимнастике, санитарии и гигиене. Школьники 8—10 классов сводились в строевые подразделения: отделения, взводы, роты. Девушки готовились стать сандружинницами, радистками, телефонистками, телеграфистками и т.д. В годы Великой Отечественной войны школьники не только учились, но также активно трудились на колхозных и совхозных полях. Во главе этого патриотического движения ребят шли их наставники. Вместе с учащимися школ учителя выполняли самые разнообразные виды общественно-полезных работ. На личных примерах, в конкретных трудовых делах, многосторонней общественно-полезной работе учителя республики воспитывали молодых патриотов. В годы Великой Отечественной войны учителя проводили также большую агитационно-пропагандистскую работу. Значительной поддержкой для колхозного руководства являлось авторитетное слово сельской учительницы, ее организаторская помощь. Проводя агитационно-пропагандистскую работу, учителя личным примером увлекали колхозников на самоотверженный труд. В годы Великой Отечественной войны женщины-учителя с честью выдержали испытания суровых военных лет, проявив при этом высокую сознательность и большую общественно-политическую активность. Советское правительство по достоинству оценило благородный труд учителей в деле обучения и воспитания молодежи. В 1945 году 139 учителей Татарстана были награждены орденами и медалями СССР за самоотверженную и образцовую работу. Дорогие наши ветераны, ветераны- педагоги. Сердечно поздравляем Вас с великим праздником- Днем Победы. Преклоняем голову перед Вашим героический подвигом и трудом. Здоровья Вам на долгие-долгие годы, мирного неба, понимания и внимания близких людей. С уважением и низким поклоном коллеги Информационно-методического центра, Совета профсоюзных организаций работников образования.